Уважаемые коллеги!
Предлагаем ознакомиться с просветительским
проектом учителя русского языка и литературы ГБОУ №310 Фрунзенского района Санкт
- Петербурга Павловой Ирины Васильевны «Уроки
Д.А. Гранина. Что я открыл для себя и в себе, читая произведения Д.А. Гранина».
Уважаемые коллеги!
Предлагаем ознакомиться с методической разработкой учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ №318 Маканиной С.И. «Не ты ли душу
оживишь?НЕ ТЫ ЛИ ЕЙ
ОТКРОЕШЬ ТАЙНЫ?»
(Значение поэзии в постижении искусства
слова и формировании личности современного школьника)
Уважаемые коллеги!
Предлагаем ознакомиться с просветительским
проектом учителя русского языка и литературы ГБОУ №310 Фрунзенского района Санкт
- Петербурга Павловой Ирины Васильевны «Уроки
Д.А. Гранина. Что я открыл для себя и в себе, читая произведения Д.А. Гранина».
Уважаемые коллеги!
Предлагаем ознакомиться с методической разработкой учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ №318 Маканиной С.И. «Не ты ли душу
оживишь?НЕ ТЫ ЛИ ЕЙ
ОТКРОЕШЬ ТАЙНЫ?»
(Значение поэзии в постижении искусства
слова и формировании личности современного школьника)
Уважаемые коллеги!
Предлагаем ознакомиться с системой работы учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ №318 Маканиной С.И.
1.Уроки обучения анализу поэтического текста
в 5 классе.
2.Технологические карты уроков.
3. Статья "Методические аспекты изучения лирики в
школе".
4.Алгоритмы анализа поэтического текста.
Уважаемые коллеги!
Уважаемые коллеги!
Предлагаем ознакомиться с методической разработкой учителя русского языка и литературы ГБОУ гимназии № 363 Саберзяновой Р.Р.
Предлагаем ознакомиться с методической разработкой учителя русского языка и литературы ГБОУ гимназии № 363 Саберзяновой Р.Р.
Уважаемые коллеги!
Предлагаем ознакомиться со статьей Миловой Е.Г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
АВТОРА
МИЛОВА ЕЛЕНА ГЕОРГИЕВНА
Учитель русского языка и литературы высшей
категории, отличник народного образования
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №205
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Название статьи: Культурологический
аспект интеграции гуманитарных предметов
Аннотация:
Занятия и встречи с литературой и искусством способствуют не только всестороннему
эстетическому, но и речевому развитию
учеников, помогают успешной сдаче ЕГЭ. Человек учится видеть себя и общество в
пространстве и времени, ощущать себя внутри истории и культуры. Статья учителя
Е.Г. Миловой раскрывает возможности интеграции предметов гуманитарного цикла в
воспитании и образовании культурного человека.
На протяжении очень долгих лет работы (сорок лет у доски,
согласитесь, немало!) я одержима несколькими педагогическими идеями, в том
числе интеграцией предметов гуманитарного цикла – или тем, что проще назвать
межпредметными связями. Мне кажется, что нельзя учить языку или литературе без
культурологии в широком смысле понятия. История, искусство, культура народа
объясняют всё в нашей жизни и судьбе. Манкурты бесплодны. Поэтому в повседневной урочной и внеурочной работе
пользуюсь каждой возможностью, чтобы восполнить пробелы в мировоззрении
учеников. В последнее время я работаю только со старшеклассниками, и меня, как
и вас, уважаемые коллеги, часто ужасает их дремучая невежественность. Я их
люблю и сожалею, что семья и среда не дают нашим ученикам должного
предшкольного багажа. Где вы, Арины Родионовны или бабушки-чтицы детской
литературы? Где не хождение по торгово-развлекательным центрам, а неспешные
прогулки по историческому центру Петербурга, по Этнографическому музею, по
доступным детскому восприятию культурным достопримечательностям? В разговоре с
учениками выясняю, что многие НИКОГДА не гуляли по Летнему саду и «отметились»
в музеях несколько (в лучшем случае) раз в своей жизни лишь благодаря школьным
экскурсиям.
Несколько лет назад в
учебном плане нашей гимназии появился предмет «Искусство», и меня попросили
найти подходящую программу и заняться этим, в общем, не свойственным мне делом.
Я дилетант, но старательный и вдумчивый. Поэтому я разыскала программу,
рассчитанную на два года, и стала учить по ней детей 8-9 классов. Для неё я
делала свои первые презентации – ведь нельзя о живописи и архитектуре говорить
без иллюстрации. Сами ребята с удовольствием искали в Интернете и книгах
материал для сообщений и крошечных рефератов, учились, как и я тогда, делать
простенькие презентации. В 9 классе я больше внимания уделяла межпредметным
связям и знакомила ребят не только с живописью и архитектурой, но и с
литературой и музыкой Европы. Это было так увлекательно даже для меня самой –
помогло синхронизировать знания разных
наук, вспомнить ход культуры в целом… Да что там говорить: мечта об
интегрированном курсе воплощалась в жизнь. Наука, религия, история, искусство,
литература – все вместе двигали европейскую цивилизацию – и нас с учениками.
Затем моя нагрузка
изменилась, но я продолжила работу с теми ребятами, которых я учила
искусству, уже в 10-11 классах. Новые потребности, новые перспективы – впереди
ЕГЭ и высшее образование. Поэтому акценты поменялись. Но начало было положено:
в рассуждениях учеников появилась
логичность, они легко употребляли термины разных видов искусств, их словарь и
культура речи стали значительно грамотнее.
В течение 10-11 классов мы занимались не только русским
языком, но и специальным предметом «Основы учебно-исследовательской работы».
Практические работы выполнялись в течение этого курса на материале языкознания (10
класс) и литературы Серебряного века (11 класс). Это были рефераты и
презентации, составлявшие коллективные проекты. В процессе этой работы многие
ученики участвовали в научно-практических конференциях на основе метапредметных
знаний, полученных на занятиях «Основ УИР». Ведь эта программа нужна всем – и
математикам, и историкам, и педагогам дополнительного образования. Знания ГОСТов, умение работать с Интернетом,
создавать презентации, форматировать текст – без этого не сдать ни один
реферат, не получить достойной оценки своего труда в любой предметной области.
. Новые стандарты образования изменили и учебный план, и
приоритеты обучения. Ещё в 2014 году я
начала работать над созданием программы дополнительного образования, которая
могла бы соединить утилитарное и развивающее познание. Поэтому я составила новую программу
дополнительного образования именно на межпредметной основе: она готовит к экзаменам на материале изучения языка разных
видов искусства и так и называется – «Язык искусства».
Программа является
результатом многолетней работы с учащимися старших классов по предметам
гуманитарного цикла. Это интегрированный курс, в котором используются материалы
литературы, мировой художественной культуры, лингвистики и основ
учебно-исследовательской работы. Подобный подход делает возможным
усовершенствовать умения и навыки обучаемых в работе с произведениями искусства
разных видов – умением анализировать свои впечатления не только от текста, но и
от произведений разных видов искусства. В условиях, когда учащиеся имеют
возможность посещать музеи и достопримечательности всего мира, эти умения
выступают на первый план в формировании культурной, восприимчивой и в то же
время критичной личности. Кроме того, они позволяют ученикам всесторонне
подготовиться к итоговой аттестации в условиях ЕГЭ не только по русскому языку,
но и по избранным предметам гуманитарного цикла.
На предлагаемых занятиях учащиеся получают знания по
литературоведению, культурологии,
лингвистике, библиографии, истории, которые помогут им в практической
работе. Курс активно использует внутри- и межпредметные связи, способствует
успешному развитию личности, формирует уверенность учеников в знаниях,
расширяет кругозор и обеспечивает подготовку выпускника к будущему высшему
образованию.
Резюмируя всё написанное выше, хочу ещё раз высказать свою
точку зрения на интеграцию и взаимопроникновение учебных предметов.
В рамках школьной программы лишь глубокая межпредметная связь
учебных программ гуманитарного и эстетического циклов позволяет
выработать целостное восприятие
процесса развития цивилизации. Содружество наук и искусства облегчает путь познания, делает ученика ценителем,
способным понять мифологические, литературные и исторические
аллюзии, знакомит с языком искусства.
Занятия и встречи с литературой и искусством способствуют не только всестороннему
эстетическому, но и речевому развитию
детей. Человек учится видеть себя и общество в пространстве и времени, ощущать
себя внутри истории и культуры. Такое знание формирует интересы, дисциплинирует
мышление, приучает к бережному обращению с фактами. А главное – оно
вырабатывает гуманность, уважение к Человеку и его детищу – мировой культуре.
Хороший русский язык – основа основ для культурных людей,
поэтому на дополнительных занятиях будет вестись работа по устранению
шероховатостей в речи, орфоэпических ошибок, обучение логически выстраивать
устные высказывания и письменные ответы. Подготовка к ЕГЭ показала, что наибольшее
число ошибок выпускники допускают именно в орфоэпии, грамматике и логике.
Требуют совершенствования и
аналитические умения старшеклассников. Поэтому на предлагаемых в моей
программе дополнительных занятиях постоянно анализируются в разных аспектах
литературные, драматические и живописные
произведения. Ученикам предлагается ряд работ, развивающих творческие и
аналитические умения, обучающих сопоставлять произведения разных искусств.
Надеюсь, что вместе с преподавателями информатики нам удастся усовершенствовать
и умения учеников в работе на компьютере, так как одна из любимых форм работы
учащихся – подготовка электронных презентаций по предложенным темам.
Только используя все возможности литературы, языка и
художественной культуры, можно воспитать
гармоничного человека, полноценного в духовном отношении.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1.
Быстрова Е.А. Диалог культур на уроках русского языка.-
СПб, 2002
2.
Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика./
Сост. М.В. Алпатов, Н.Н. Ростовцев. – М.: 1987
3.
Искусство. 8-9 классы/ Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова,
Е.Д.Критская//Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2011
4.
Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности
учащихся на уроках литературы: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988
5.
Кузьминская А.В. Искусство – универсальный язык мира. //http://festival.1/September/ru/authors/240-261-123
6.
Рапацкая Л.А.
Искусство «серебряного века». – М., 1996
7.
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 11
класс. В 2-х частях. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2007
8.
Рапацкая Л.А.Русская художественная культура. – М.:
2002
9.
Сериков В.В.
Личностно ориентированное образование. //Педагогика.- 1994. - № 5
10.
Учебник: Сергеева Г.П. Искусство. 8-9 классы: учеб. для
общеобразоват. учреждений / Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. –М.:
Просвещение, 2011. – 191 с.: ил.
11.
Учебно-исследовательская
деятельность старшеклассников. Методические рекомендации./ Сост. Е.Г. Милова,
В.Ф. Савельев. - СПбг, 2010 // http://gym205.ru/
https://nsportal.ru/elenamilova
e-mail: alp1546@yandex.ru
Телефон для связи: 8 921 552 15 75
Уважаемые коллеги!
Предлагаем ознакомиться со статьей Миловой Е.Г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АВТОРА
МИЛОВА ЕЛЕНА ГЕОРГИЕВНА
Учитель русского языка и литературы высшей
категории, отличник народного образования
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №205
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Название статьи: Культурологический
аспект интеграции гуманитарных предметов
Аннотация:
Занятия и встречи с литературой и искусством способствуют не только всестороннему
эстетическому, но и речевому развитию
учеников, помогают успешной сдаче ЕГЭ. Человек учится видеть себя и общество в
пространстве и времени, ощущать себя внутри истории и культуры. Статья учителя
Е.Г. Миловой раскрывает возможности интеграции предметов гуманитарного цикла в
воспитании и образовании культурного человека.
На протяжении очень долгих лет работы (сорок лет у доски,
согласитесь, немало!) я одержима несколькими педагогическими идеями, в том
числе интеграцией предметов гуманитарного цикла – или тем, что проще назвать
межпредметными связями. Мне кажется, что нельзя учить языку или литературе без
культурологии в широком смысле понятия. История, искусство, культура народа
объясняют всё в нашей жизни и судьбе. Манкурты бесплодны. Поэтому в повседневной урочной и внеурочной работе
пользуюсь каждой возможностью, чтобы восполнить пробелы в мировоззрении
учеников. В последнее время я работаю только со старшеклассниками, и меня, как
и вас, уважаемые коллеги, часто ужасает их дремучая невежественность. Я их
люблю и сожалею, что семья и среда не дают нашим ученикам должного
предшкольного багажа. Где вы, Арины Родионовны или бабушки-чтицы детской
литературы? Где не хождение по торгово-развлекательным центрам, а неспешные
прогулки по историческому центру Петербурга, по Этнографическому музею, по
доступным детскому восприятию культурным достопримечательностям? В разговоре с
учениками выясняю, что многие НИКОГДА не гуляли по Летнему саду и «отметились»
в музеях несколько (в лучшем случае) раз в своей жизни лишь благодаря школьным
экскурсиям.
Несколько лет назад в
учебном плане нашей гимназии появился предмет «Искусство», и меня попросили
найти подходящую программу и заняться этим, в общем, не свойственным мне делом.
Я дилетант, но старательный и вдумчивый. Поэтому я разыскала программу,
рассчитанную на два года, и стала учить по ней детей 8-9 классов. Для неё я
делала свои первые презентации – ведь нельзя о живописи и архитектуре говорить
без иллюстрации. Сами ребята с удовольствием искали в Интернете и книгах
материал для сообщений и крошечных рефератов, учились, как и я тогда, делать
простенькие презентации. В 9 классе я больше внимания уделяла межпредметным
связям и знакомила ребят не только с живописью и архитектурой, но и с
литературой и музыкой Европы. Это было так увлекательно даже для меня самой –
помогло синхронизировать знания разных
наук, вспомнить ход культуры в целом… Да что там говорить: мечта об
интегрированном курсе воплощалась в жизнь. Наука, религия, история, искусство,
литература – все вместе двигали европейскую цивилизацию – и нас с учениками.
Затем моя нагрузка
изменилась, но я продолжила работу с теми ребятами, которых я учила
искусству, уже в 10-11 классах. Новые потребности, новые перспективы – впереди
ЕГЭ и высшее образование. Поэтому акценты поменялись. Но начало было положено:
в рассуждениях учеников появилась
логичность, они легко употребляли термины разных видов искусств, их словарь и
культура речи стали значительно грамотнее.
В течение 10-11 классов мы занимались не только русским
языком, но и специальным предметом «Основы учебно-исследовательской работы».
Практические работы выполнялись в течение этого курса на материале языкознания (10
класс) и литературы Серебряного века (11 класс). Это были рефераты и
презентации, составлявшие коллективные проекты. В процессе этой работы многие
ученики участвовали в научно-практических конференциях на основе метапредметных
знаний, полученных на занятиях «Основ УИР». Ведь эта программа нужна всем – и
математикам, и историкам, и педагогам дополнительного образования. Знания ГОСТов, умение работать с Интернетом,
создавать презентации, форматировать текст – без этого не сдать ни один
реферат, не получить достойной оценки своего труда в любой предметной области.
. Новые стандарты образования изменили и учебный план, и
приоритеты обучения. Ещё в 2014 году я
начала работать над созданием программы дополнительного образования, которая
могла бы соединить утилитарное и развивающее познание. Поэтому я составила новую программу
дополнительного образования именно на межпредметной основе: она готовит к экзаменам на материале изучения языка разных
видов искусства и так и называется – «Язык искусства».
Программа является
результатом многолетней работы с учащимися старших классов по предметам
гуманитарного цикла. Это интегрированный курс, в котором используются материалы
литературы, мировой художественной культуры, лингвистики и основ
учебно-исследовательской работы. Подобный подход делает возможным
усовершенствовать умения и навыки обучаемых в работе с произведениями искусства
разных видов – умением анализировать свои впечатления не только от текста, но и
от произведений разных видов искусства. В условиях, когда учащиеся имеют
возможность посещать музеи и достопримечательности всего мира, эти умения
выступают на первый план в формировании культурной, восприимчивой и в то же
время критичной личности. Кроме того, они позволяют ученикам всесторонне
подготовиться к итоговой аттестации в условиях ЕГЭ не только по русскому языку,
но и по избранным предметам гуманитарного цикла.
На предлагаемых занятиях учащиеся получают знания по
литературоведению, культурологии,
лингвистике, библиографии, истории, которые помогут им в практической
работе. Курс активно использует внутри- и межпредметные связи, способствует
успешному развитию личности, формирует уверенность учеников в знаниях,
расширяет кругозор и обеспечивает подготовку выпускника к будущему высшему
образованию.
Резюмируя всё написанное выше, хочу ещё раз высказать свою
точку зрения на интеграцию и взаимопроникновение учебных предметов.
В рамках школьной программы лишь глубокая межпредметная связь
учебных программ гуманитарного и эстетического циклов позволяет
выработать целостное восприятие
процесса развития цивилизации. Содружество наук и искусства облегчает путь познания, делает ученика ценителем,
способным понять мифологические, литературные и исторические
аллюзии, знакомит с языком искусства.
Занятия и встречи с литературой и искусством способствуют не только всестороннему
эстетическому, но и речевому развитию
детей. Человек учится видеть себя и общество в пространстве и времени, ощущать
себя внутри истории и культуры. Такое знание формирует интересы, дисциплинирует
мышление, приучает к бережному обращению с фактами. А главное – оно
вырабатывает гуманность, уважение к Человеку и его детищу – мировой культуре.
Хороший русский язык – основа основ для культурных людей,
поэтому на дополнительных занятиях будет вестись работа по устранению
шероховатостей в речи, орфоэпических ошибок, обучение логически выстраивать
устные высказывания и письменные ответы. Подготовка к ЕГЭ показала, что наибольшее
число ошибок выпускники допускают именно в орфоэпии, грамматике и логике.
Требуют совершенствования и
аналитические умения старшеклассников. Поэтому на предлагаемых в моей
программе дополнительных занятиях постоянно анализируются в разных аспектах
литературные, драматические и живописные
произведения. Ученикам предлагается ряд работ, развивающих творческие и
аналитические умения, обучающих сопоставлять произведения разных искусств.
Надеюсь, что вместе с преподавателями информатики нам удастся усовершенствовать
и умения учеников в работе на компьютере, так как одна из любимых форм работы
учащихся – подготовка электронных презентаций по предложенным темам.
Только используя все возможности литературы, языка и
художественной культуры, можно воспитать
гармоничного человека, полноценного в духовном отношении.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1.
Быстрова Е.А. Диалог культур на уроках русского языка.-
СПб, 2002
2.
Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика./
Сост. М.В. Алпатов, Н.Н. Ростовцев. – М.: 1987
3.
Искусство. 8-9 классы/ Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова,
Е.Д.Критская//Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2011
4.
Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности
учащихся на уроках литературы: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988
5.
Кузьминская А.В. Искусство – универсальный язык мира. //http://festival.1/September/ru/authors/240-261-123
6.
Рапацкая Л.А.
Искусство «серебряного века». – М., 1996
7.
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 11
класс. В 2-х частях. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2007
8.
Рапацкая Л.А.Русская художественная культура. – М.:
2002
9.
Сериков В.В.
Личностно ориентированное образование. //Педагогика.- 1994. - № 5
10.
Учебник: Сергеева Г.П. Искусство. 8-9 классы: учеб. для
общеобразоват. учреждений / Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. –М.:
Просвещение, 2011. – 191 с.: ил.
11.
Учебно-исследовательская
деятельность старшеклассников. Методические рекомендации./ Сост. Е.Г. Милова,
В.Ф. Савельев. - СПбг, 2010 // http://gym205.ru/
https://nsportal.ru/elenamilova
e-mail: alp1546@yandex.ru
Телефон для связи: 8 921 552 15 75
Уважаемые коллеги!
Предлагаем ознакомиться методической разработкой учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ №316 Смирновой И.О. «Встречи с искусством в жизни молодого поколения петербуржцев»
Предлагаем ознакомиться методической разработкой учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ №316 Смирновой И.О. «Встречи с искусством в жизни молодого поколения петербуржцев»
Ирина Олеговна, Ваши разработки педагогических мастерских и проект "Встречи с искусством в жизни молодого поколения петербуржцев"интересны, содержательны и будут хорошим подспорьем в работе не только начинающих свой путь в профессии учителей русского языка и литературы, но и более опытных коллег. С большим уважением и благодарностью Бурцева Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 302 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Ирина Олеговна, за интересный методический материал. Отлично структурированный, он может пригодиться и как образец оформления рабочей программы проектной деятельности педагога. С уважением, Маканина С.И., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 318 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
ОтветитьУдалитьИрина Олеговна, спасибо за публикацию очень актуального, интересного методического материала - проект "Встречи с искусством в жизни молодого поколения петербуржцев". Успехов Вам во всех творческих начинаниях!
ОтветитьУдалитьС благодарностью и уважением, Саберзянова Р.Р., учитель русского языка и литературы ГБОУ № 363 Фрунзенского района
Уважаемая Ирина Олеговна! Спасибо за размещение замечательного методического материала С.И.Маканиной.
ОтветитьУдалитьРазработки уроков Светланы Ивановны, алгоритм работы над поэтическим текстом, статья - все вызывает большое внимание и глубокое уважение к труду педагога. Безусловно, необходимо в районе обобщать педагогический опыт С.И Маканиной, ценный как для молодых специалистов, так и для опытных
учителей - филологов.
Лейкина Ф.А., методист "ИМЦ"
Светлана Ивановна, большое спасибо за представленные методические разработки. Технологические карты уроков - актуальный материал, который поможет многим учителям.
ОтветитьУдалитьС благодарностью и уважением, Смирнова И.О., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 316 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Спасибо, дорогие коллеги, за высокую оценку моей методической разработки и привлечение внимания к ней учителей нашего района! Буду стараться соответствовать!
ОтветитьУдалитьС уважением, Маканина С.И.
Уважаемая Светлана Ивановна! Ваши методические разработки поражают сочетанием глубины и доступности, которое характерно Вашему творческому почерку. Знакомство с представленными материалами подарило не только радость общения с Мастером, но и стало Школой, в которой можно многому поучиться.
ОтветитьУдалитьС огромной благодарностью и уважением, Бурцева Н.В., учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 302 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Спасибо, дорогая Наталья Владимировна. Ваши слова для меня очень важны: и сил прибавляют, и буквально окрыляют!
ОтветитьУдалитьС уважением, Маканина С.И.
Уважаемая Ирина Васильевна, спасибо за публикацию материалов Вашего просветительского проекта. Очень актуальный и интересный проект будет полезен не только молодым коллегам, но и опытным учителям. Успехов во всех начинаниях!
ОтветитьУдалитьС благодарностью, Саберзянова Р.Р., учитель ГБОУ гимназия №363 Фрунзенского района