Творчество педагогов Фрунзенского района


                                                  Уважаемые коллеги!

Предлагаем ознакомиться с просветительским проектом учителя русского языка и литературы ГБОУ №310 Фрунзенского района Санкт - Петербурга Павловой Ирины Васильевны  «Уроки Д.А. Гранина. Что я открыл для себя и в себе, читая произведения Д.А. Гранина».

 

 

                                    Уважаемые коллеги!

Предлагаем ознакомиться с методической разработкой учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ №318 Маканиной С.И. «Не ты ли душу оживишь?НЕ ТЫ ЛИ ЕЙ ОТКРОЕШЬ ТАЙНЫ?»
(Значение поэзии в постижении искусства слова и формировании личности современного школьника)

                                     Уважаемые коллеги!

Предлагаем ознакомиться с системой работы учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ №318 Маканиной С.И.
1.Уроки обучения анализу поэтического текста 
в 5 классе.

2.Технологические карты уроков.


3. Статья "Методические аспекты изучения лирики в
 школе".

4.Алгоритмы анализа поэтического текста.




                                        Уважаемые коллеги!

    Предлагаем ознакомиться с методической разработкой учителя русского языка и литературы ГБОУ  гимназии № 363 Саберзяновой Р.Р.


                                                     Уважаемые коллеги!

                                Предлагаем ознакомиться со статьей Миловой Е.Г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АВТОРА


МИЛОВА ЕЛЕНА ГЕОРГИЕВНА
Учитель русского языка и литературы высшей категории, отличник народного образования
Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение гимназия №205 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Название статьи: Культурологический аспект интеграции гуманитарных предметов
Аннотация:
Занятия и встречи с литературой и искусством  способствуют не только всестороннему эстетическому, но и  речевому развитию учеников, помогают успешной сдаче ЕГЭ. Человек учится видеть себя и общество в пространстве и времени, ощущать себя внутри истории и культуры. Статья учителя Е.Г. Миловой раскрывает возможности интеграции предметов гуманитарного цикла в воспитании и образовании культурного человека.
На протяжении очень долгих лет работы (сорок лет у доски, согласитесь, немало!) я одержима несколькими педагогическими идеями, в том числе интеграцией предметов гуманитарного цикла – или тем, что проще назвать межпредметными связями. Мне кажется, что нельзя учить языку или литературе без культурологии в широком смысле понятия. История, искусство, культура народа объясняют всё в нашей жизни и судьбе. Манкурты бесплодны. Поэтому  в повседневной урочной и внеурочной работе пользуюсь каждой возможностью, чтобы восполнить пробелы в мировоззрении учеников. В последнее время я работаю только со старшеклассниками, и меня, как и вас, уважаемые коллеги, часто ужасает их дремучая невежественность. Я их люблю и сожалею, что семья и среда не дают нашим ученикам должного предшкольного багажа. Где вы, Арины Родионовны или бабушки-чтицы детской литературы? Где не хождение по торгово-развлекательным центрам, а неспешные прогулки по историческому центру Петербурга, по Этнографическому музею, по доступным детскому восприятию культурным достопримечательностям? В разговоре с учениками выясняю, что многие НИКОГДА не гуляли по Летнему саду и «отметились» в музеях несколько (в лучшем случае) раз в своей жизни лишь благодаря школьным экскурсиям.
 Несколько лет назад в учебном плане нашей гимназии появился предмет «Искусство», и меня попросили найти подходящую программу и заняться этим, в общем, не свойственным мне делом. Я дилетант, но старательный и вдумчивый. Поэтому я разыскала программу, рассчитанную на два года, и стала учить по ней детей 8-9 классов. Для неё я делала свои первые презентации – ведь нельзя о живописи и архитектуре говорить без иллюстрации. Сами ребята с удовольствием искали в Интернете и книгах материал для сообщений и крошечных рефератов, учились, как и я тогда, делать простенькие презентации. В 9 классе я больше внимания уделяла межпредметным связям и знакомила ребят не только с живописью и архитектурой, но и с литературой и музыкой Европы. Это было так увлекательно даже для меня самой – помогло синхронизировать  знания разных наук, вспомнить ход культуры в целом… Да что там говорить: мечта об интегрированном курсе воплощалась в жизнь. Наука, религия, история, искусство, литература – все вместе двигали европейскую цивилизацию – и нас с учениками.
Затем моя нагрузка  изменилась, но я продолжила работу с теми ребятами, которых я учила искусству, уже в 10-11 классах. Новые потребности, новые перспективы – впереди ЕГЭ и высшее образование. Поэтому акценты поменялись. Но начало было положено: в рассуждениях учеников  появилась логичность, они легко употребляли термины разных видов искусств, их словарь и культура речи стали значительно грамотнее.
В течение 10-11 классов мы занимались не только русским языком, но и специальным предметом «Основы учебно-исследовательской работы». Практические работы выполнялись в течение этого курса на материале языкознания (10 класс) и литературы Серебряного века (11 класс). Это были рефераты и презентации, составлявшие коллективные проекты. В процессе этой работы многие ученики участвовали в научно-практических конференциях на основе метапредметных знаний, полученных на занятиях «Основ УИР». Ведь эта программа нужна всем – и математикам, и историкам, и педагогам дополнительного образования.  Знания ГОСТов, умение работать с Интернетом, создавать презентации, форматировать текст – без этого не сдать ни один реферат, не получить достойной оценки своего труда в любой предметной области.
. Новые стандарты образования изменили и учебный план, и приоритеты обучения.  Ещё в 2014 году я начала работать над созданием программы дополнительного образования, которая могла бы соединить утилитарное и развивающее познание.  Поэтому я составила новую программу дополнительного образования именно на межпредметной основе: она  готовит  к экзаменам на материале изучения языка разных видов искусства и так и называется – «Язык искусства».
  Программа является результатом многолетней работы с учащимися старших классов по предметам гуманитарного цикла. Это интегрированный курс, в котором используются материалы литературы, мировой художественной культуры, лингвистики и основ учебно-исследовательской работы. Подобный подход делает возможным усовершенствовать умения и навыки обучаемых в работе с произведениями искусства разных видов – умением анализировать свои впечатления не только от текста, но и от произведений разных видов искусства. В условиях, когда учащиеся имеют возможность посещать музеи и достопримечательности всего мира, эти умения выступают на первый план в формировании культурной, восприимчивой и в то же время критичной личности. Кроме того, они позволяют ученикам всесторонне подготовиться к итоговой аттестации в условиях ЕГЭ не только по русскому языку, но и по избранным предметам гуманитарного цикла.
На предлагаемых занятиях учащиеся получают знания по литературоведению, культурологии,  лингвистике, библиографии, истории, которые помогут им в практической работе. Курс активно использует внутри- и межпредметные связи, способствует успешному развитию личности, формирует уверенность учеников в знаниях, расширяет кругозор и обеспечивает подготовку выпускника к будущему высшему образованию.
Резюмируя всё написанное выше, хочу ещё раз высказать свою точку зрения на интеграцию и взаимопроникновение учебных предметов.
В рамках школьной программы лишь глубокая межпредметная связь  учебных программ гуманитарного и эстетического циклов позволяет выработать целостное восприятие    процесса развития цивилизации. Содружество наук и искусства  облегчает путь познания, делает ученика  ценителем,  способным  понять   мифологические, литературные и исторические аллюзии, знакомит с языком  искусства.
Занятия и встречи с литературой и искусством  способствуют не только всестороннему эстетическому, но и  речевому развитию детей. Человек учится видеть себя и общество в пространстве и времени, ощущать себя внутри истории и культуры. Такое знание формирует интересы, дисциплинирует мышление, приучает к бережному обращению с фактами. А главное – оно вырабатывает гуманность, уважение к Человеку и его детищу – мировой культуре.
Хороший русский язык – основа основ для культурных людей, поэтому на дополнительных занятиях будет вестись работа по устранению шероховатостей в речи, орфоэпических ошибок, обучение логически выстраивать устные высказывания и письменные ответы. Подготовка к ЕГЭ показала, что наибольшее число ошибок выпускники допускают именно в орфоэпии, грамматике и логике. Требуют совершенствования и  аналитические умения старшеклассников. Поэтому на предлагаемых в моей программе дополнительных занятиях постоянно анализируются в разных аспектах литературные,  драматические и живописные произведения. Ученикам предлагается ряд работ, развивающих творческие и аналитические умения, обучающих сопоставлять произведения разных искусств. Надеюсь, что вместе с преподавателями информатики нам удастся усовершенствовать и умения учеников в работе на компьютере, так как одна из любимых форм работы учащихся – подготовка электронных презентаций по предложенным темам.
Только используя все возможности литературы, языка и художественной культуры,  можно воспитать гармоничного человека, полноценного в духовном отношении.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1.             Быстрова Е.А. Диалог культур на уроках русского языка.- СПб, 2002
2.             Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика./ Сост. М.В. Алпатов, Н.Н. Ростовцев. – М.: 1987
3.             Искусство. 8-9 классы/ Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д.Критская//Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2011
4.             Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988
5.             Кузьминская А.В. Искусство – универсальный язык мира. //http://festival.1/September/ru/authors/240-261-123
6.             Рапацкая  Л.А. Искусство  «серебряного века». – М., 1996
7.             Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 11 класс. В 2-х частях. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2007
8.             Рапацкая Л.А.Русская художественная культура. – М.: 2002
9.           Сериков В.В. Личностно ориентированное образование. //Педагогика.- 1994. - № 5
10.         Учебник: Сергеева Г.П. Искусство. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. –М.: Просвещение, 2011. – 191 с.: ил.
11.         Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников. Методические рекомендации./ Сост. Е.Г. Милова, В.Ф. Савельев. - СПбг, 2010 //  http://gym205.ru/

https://nsportal.ru/elenamilova
e-mail: alp1546@yandex.ru

Телефон для связи: 8 921 552 15 75         

С программой автора "Язык искусства" вы можете ознакомиться здесь.



                                                Уважаемые коллеги!

    Предлагаем ознакомиться методической разработкой учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ №316 Смирновой И.О. «Встречи с искусством в жизни молодого поколения петербуржцев»








 








                                                 


9 комментариев:

  1. Ирина Олеговна, Ваши разработки педагогических мастерских и проект "Встречи с искусством в жизни молодого поколения петербуржцев"интересны, содержательны и будут хорошим подспорьем в работе не только начинающих свой путь в профессии учителей русского языка и литературы, но и более опытных коллег. С большим уважением и благодарностью Бурцева Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 302 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Ирина Олеговна, за интересный методический материал. Отлично структурированный, он может пригодиться и как образец оформления рабочей программы проектной деятельности педагога. С уважением, Маканина С.И., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 318 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

    ОтветитьУдалить
  3. Ирина Олеговна, спасибо за публикацию очень актуального, интересного методического материала - проект "Встречи с искусством в жизни молодого поколения петербуржцев". Успехов Вам во всех творческих начинаниях!
    С благодарностью и уважением, Саберзянова Р.Р., учитель русского языка и литературы ГБОУ № 363 Фрунзенского района

    ОтветитьУдалить
  4. Уважаемая Ирина Олеговна! Спасибо за размещение замечательного методического материала С.И.Маканиной.
    Разработки уроков Светланы Ивановны, алгоритм работы над поэтическим текстом, статья - все вызывает большое внимание и глубокое уважение к труду педагога. Безусловно, необходимо в районе обобщать педагогический опыт С.И Маканиной, ценный как для молодых специалистов, так и для опытных
    учителей - филологов.
    Лейкина Ф.А., методист "ИМЦ"

    ОтветитьУдалить
  5. Светлана Ивановна, большое спасибо за представленные методические разработки. Технологические карты уроков - актуальный материал, который поможет многим учителям.
    С благодарностью и уважением, Смирнова И.О., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 316 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.


    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо, дорогие коллеги, за высокую оценку моей методической разработки и привлечение внимания к ней учителей нашего района! Буду стараться соответствовать!
    С уважением, Маканина С.И.

    ОтветитьУдалить
  7. Уважаемая Светлана Ивановна! Ваши методические разработки поражают сочетанием глубины и доступности, которое характерно Вашему творческому почерку. Знакомство с представленными материалами подарило не только радость общения с Мастером, но и стало Школой, в которой можно многому поучиться.
    С огромной благодарностью и уважением, Бурцева Н.В., учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 302 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо, дорогая Наталья Владимировна. Ваши слова для меня очень важны: и сил прибавляют, и буквально окрыляют!
    С уважением, Маканина С.И.

    ОтветитьУдалить
  9. Уважаемая Ирина Васильевна, спасибо за публикацию материалов Вашего просветительского проекта. Очень актуальный и интересный проект будет полезен не только молодым коллегам, но и опытным учителям. Успехов во всех начинаниях!
    С благодарностью, Саберзянова Р.Р., учитель ГБОУ гимназия №363 Фрунзенского района

    ОтветитьУдалить